Значение тибетской практики Цог

Цог – это важная  практика традиции Ваджраяны связанная с подношениями и очищением, которая выполняется на 10-й и 25-й дни тибетского месяца, а также и в другие дни.

Значение практики Цог

Все практики на пути к состоянию Будды являются методами для накопления заслуг и мудрости, а также очищения наших омрачений. Эти два процесса, накопление и очищение, всегда идут рука об руку - по мере все большего накопления заслуг и мудрости, автоматически рассеиваются и наши омрачения.

Как упоминалось ранее, тайная мантра ваджраяна включает в себя множество искусных и могущественных методов, которые, при правильном их выполнении, способны невообразимо ускорить процессы накопления и очищения. Одним из таких методов – это практика Цог, которая в первую очередь является практикой подношения. Однако это не просто практика подношения, это также и мощное средство очищения нашей самайи. Иногда говорят, что лучший способ очищения самайи - это огненное подношение, а практика Цог -  «внутреннее огненное подношение». Цог считается самой богатой практикой с множеством значений, которую можно проводить на различных уровнях. Говорят, что мы, как обычные существа, способны лишь подражать истинной практике Цог как даки и дакини.

На санскрите слово «Цог» – ганачакра, а на тибетском  - tsokkyikhorlo. Слово цог, означает «накопление» или «собирание, собрание или группа», а слово кхорло, буквально означает «колесо». Таким образом, дословный перевод звучит примерно как «колесо накопления». Согласно великому учителю Джамгону Конгтрулу, термин этот относится к внутреннему уровню практики Цог, а также к порождению безграничных «собраний» блаженств, которые подобно «колесам», провозят нас сквозь паутину наших путаных мыслей и сомнительных эмоций.

Четыре собрания

Учение поясняет, что «цог» относится к четырем различным видам собрания, а  именно:

  • 1. практикующих,
  • 2. приношений,
  • 3. божеств, и
  • 4. заслуг и мудрости

1. Собрание практикующих

В Учении это известно как «собрание счастливых людей», поскольку лишь существа со счастливейшей судьбой способны встретить и практиковать путь Ваджраяны. И женщины, и мужчины, практикующие тантры, собираются вместе, чтобы на 10-й день растущей луны и 10-й день убывающей луны отпраздновать Цог, а также отметить особые праздники буддийского календаря.

Подношение Цог проводится в благодарность всякий раз, когда появляются признаки успеха в нашей практике, или для очищения, когда наблюдается ухудшение или нарушение самайи.

Важной частью практики является чистое восприятие, так как каждого из нас можно рассматривать согласно нашей просвещенной природе: все практикующие мужчины -  как даки, воплощающие искусные средства, а все практикующие женщины - как дакини, воплощающие мудрость.

В Тантрах говорится, что практикующие мужчины должны сидеть с правой,  а женщины – с левой стороны лицом друг к другу, в то время как ваджра-мастер (тиб. дордже лопон) находится в центре лицом ко всему собранию. Практикующие облачаются в самые лучшие одеяния, дабы создать благоприятную связь для накопления заслуг.

Некоторые учителя рекомендуют практикующим рассаживаться в порядке старшинства - в соответствии с тем, кто из них впервые получил посвящение в Ваджраяну, или в соответствии с уровнем их опыта и достижений, а также качествами как практикующих.

Лучше всего, если число мужчин и женщин одинаково, что символизирует равновесие искусных средств и мудрости.

Место, где мы собираемся, следует рассматривать не просто как помещение или здание, а как священное место, где сам Гуру Ринпоче совершает Цог в окружении многочисленных даков и дакинь.

2. Собрание подношений

Традиционно это понимается как собрание «благостных веществ».

Относится это к еде и напиткам, которые практикующие подносят во время практики. Считается, что съедобные вещества символизируют искусные средства, а напитки - мудрость. Важно, чтобы подношения были разнообразными, включающими обязательно, как сказано в Тантрах, мясо и алкоголь.

В Учении также подчеркивается, что совершая подношения, мы должны быть щедрыми и не скупиться. Мы не должны допускать осквернения подношений мыслями о том, что то, что мы подносим, слишком хорошо или слишком дорого или, возможно, слишком грязно или нечисто по своей сути. Мы также не должны предлагать только то, что любим сами, и отвергать то, что нам не нравится.

Важно рассматривать все, что мы предлагаем, как подношения, а не как обычные продукты питания и напитки. Ожидание вкушения пищи или напитков при выполнении Цог считается, как говорится в практике Нарак Конг Шак, «волчьим поведением». Кьябдже Дилго Кхьенце Ринпоче указал, что к такому поведению можно отнести также и то, когда вместе с подношениями практикующие приносят посуду с мыслями лишь о скорейшем вкушении этих подношений.

3. Собрание божеств

Традиционно это называется «собрание божеств, которые являются источником достижений». Слово «собрание» означает, что мы совершаем подношение не одному божеству, а всей мандале, или даже нескольким мандалам божеств, каждая из которых состоит из главного божества и его свиты. Важно, чтобы во время выполнения практики Цог у нас был какой-либо образ как опора для практики - статуя, живописная танка или же фото мандалы или своего коренного учителя.

4. Собрание заслуг и мудрости

Последнее собрание является результатом первых трех собраний. Практика Цог – это могущественный метод накопления заслуг и мудрости.

Существуют разные определения заслуги, но говоря простыми словами, мы можем рассматривать методы накопления заслуг как концептуальные аспекты практики – визуализация, формирование преданности и сострадания, подношение, раскаяние и т.д., а методы накопления мудрости  -  как неконцептуальные аспекты, такие как прекращение визуализации.

На более глубоком уровне мы накапливаем заслуги, не цепляясь за что-либо сознанием во время практики, и накапливаем мудрость, пребывая в неконцептуальном состоянии.

Польза практики Цог

Основная польза практики Цог, как говорится в Тантрах, это накопление заслуг с концептуальной нацеленностью и накопление мудрости вне концептуальной нацеленности. Не может быть больше пользы, чем эта.

В термах мы также находим упоминание о неимоверной пользе этой практики. К примеру, говорят, что сам Гуру Ринпоче прибудет для благословления всех практикующих Цог; или что место, где проводится Цог, станет подобием небес Зангдогпалри Гуру Ринпоче. Как сказал Еше Цогьял, для тех, кто хоть единожды совершил практику Цог, закроются врата перерождения в нижних мирах. Еще говорится, что благодаря этой практике исчезнут болезни, голод, войны, а все желания практикующего непременно исполнятся.


По материалам:

www.rigpawiki.org

 

на главную | новости | Тибет-2004 | Тибет-2005 | Друзья и партнеры | Тибетские Дома по всему миру
  2004-2017 © Региональная общественная организация по изучению
традиционного уклада жизни и обычаев народов Тибета «Тибетский дом»

107045, Москва, Рождественский бульвар, 19
Тел.: +7-499-130-42-97; +7-905-517-51-70
E-mail: moscow@tibethouse.ru   tibethousemoscow@gmail.com | Реквизиты