О VIII Богдо Гегене

В апреле этого года делегация российского «Тибетского Дома» вместе с сыном IX Богдо Гегена Тугсэ Рипоче посетила центр буддизма в России – Иволгинский дацан. В ходе визита Тугсэ Ринпоче встретился с XII Хамбо Ламой Итигэловым и посетил храмы Иволгинского дацана. Состоялась долгожданная аудиенция с XXIV Хамбо Ламой Аюшеевым, которая прошла в искренней и вдохновляющей обстановке. Делегация также посетила Янгажинский, Эгитуйский и Тамчинский дацаны и закончила свой визит по Республике Бурятия в славном приграничном городе Кьяхта, где сохранился отпечаток руки VIII Богдо Гегена, духовного и светского главы Монголии. В связи с этим мы публикуем любезно предоставленный нам отрывок из книги Доктора исторических наук Оохной Батсайхана о VIII Богдо Гегене.

Отдельно благодарим Апанасенко Светлана Сергеевну, научного сотрудника и ответственного хранителя коллекции «Зоология» и Абросимову Августину Самбуевну, музейного смотрителя и гостеприимного человека Кьяхтинского района.


У резиденции XXIV Пандито Хамбо Ламы Аюшеева


В Кьяхтинском Краеведческом Музее им. В.А. Обручева.
(слева на право) Друг Тибета Е. Рыбинская; Чагдурова М.М. заведующая отделом РКФ; Цыденова О.О. научный сотрудник, ответственный хранитель коллекции «Этнография»; Будаев Б. Б. научный сотрудник, ответственный хранитель коллекции «Археология»; Тугсэ Тулку Ринпоче сын XIII Богдо Гегена; Н. Беркенгейм вице-президент «Тибетского Дома»; Тоги директор Вип-сервиса Монголии; Бадмаева В. А. научный сотрудник Экскурсионно-массового отдела; К. Косенко представитель «Тибетского Дома» в Сибири. экскурсовод Рабданов Дарма Иванович, заведующий музеем РМД (Российско Монгольской дружбы);


Отпечаток ладони VIII Богдо Гегена из коллекции Кьяхтинского Краеведческого Музея им. В.А. Обручева

НЕЗАВИСИМОСТЬ МОНГОЛИИ 1911 ГОДА И БОГД ХААН

Автор Оохной Батсайхан - Доктор исторических наук
Институт международных исследований АН Монголии


Автор Оохной Батсайхан - Доктор исторических наук
Институт международных исследований АН Монголии.

29 декабря 1911 года монголы официально объявили на весь мир о создании независимого Монгольского государства, отделившись от Маньчжурской империи. VIII Богд Жавзандамба хутагт был провозглашен Ханом Монголии.
Это было историческим событием, имеющим важное значение для монголов, мечтавших о независимости и национальной свободе на протяжении многих лет. По моему мнению, эта национальная революция является самым крупным историческим событием в истории монголов за последние 300 лет.
Богд гэгээнтэн (Его святейшество Богд хан или Богдыхан) является одним из инициаторов этого исторического события, а также его организатором и руководителем.
Основываясь на произведениях зарубежных и отечественных ученых и исследователей о национальной революции 1911 года, в 2007 году было решено провозгласить 29 декабря Днем национальной независимости. 29 декабря 2008 года вышел указ Президента Монголии о праздновании 100-летия национальной революции. Летом 2010 года был создан специальный правительственный комитет по празднованию этой годовщины во главе с вице-премьером М.Энхболдом. Необходимо помнить о том, что будущее монгольской нации будет постепенно тускнеть, если мы забудем свой род, происхождение, историю, культуру и традиции.


ПРЕДПОСЫЛКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1911 ГОДА

Известный российский дипломат Я.П.Шишмарев, который прожил в Монголии почти 50 лет своей жизни, еще в 1895 году охарактеризовал монголов следующим образом: «Халхы считают себя предводителями среди других многих монгольских наций и народностей. В 1691 году халхы попали под власть Маньчжурской империи. Халхы несомненно возглавят борьбу за объединение всех монголов при возникновении какой-либо ситуации, позволяющей это. Это диктуется многими причинами, но самая главная из них является то обстоятельство, что на земле халхов живет перерожденный образ Авида Жавзандамба, которому поеклоняются все монголы и калмыки».

Авторитет Богд Жавзандамба хутагта в Монголии был огромен, хотя он был тибетцем, провозглашенным Маньчжурской империей VIII-м перерожденным образом Богд (Лидером духовенства Монголии)-а, и несмотря на то, что Маньчжурский император не наделял его какой-либо властью.

В указе VIII Богд Жавзандамба хутагта, принятом в 1909 году, говорится: «Настало время, когда нам необходимо вести поиск методов обеспечения счастливой жизни в будущем путем укрепления государства и религии и защиты своей территории. В случае, если мы будем бездействовать и пропустим нынешнюю возможность, то мы не только не будем жить счастливо в будущем, но и вкусим разные беды, потеряв возможность владеть своей территорией. Зная это, я не могу не напомнить Вам об этом, в противном случае не будет пользы от того, что все монголы почитали все мои 8 предыдущих образов... Множество монгольских нойонов и чиновников должны тщательно обдумать методы осуществления этой задачи, и каждый из них должен доложить мне свои соображения по этому поводу».

В июле 1911 года согласно указу Богд хана: «Пришло время», на горе Богд уул состоялось тайное совещание нойонов, на котором было создано Временное Правительство, а также запланировано множество работ, например, отправка полномочных представителей в Россию с просьбой о помощи, подготовка солдат, оружия, необходимых финансовых средств и т.д. В состав делегации, направленной в Россию, вошли Чин Ван Ханддорж, да лама Цэрэнчимэд, чиновник Хайсан и др. Большую помощь а организации национально-освободительной борьбы монгольского народа Богд гэгээну оказали Сайн ноён хан Намнансурэн и Тушээ гун Чагдаржав.

Бурят Добданов, приехавший в Хурээ 21 октября 1911 года, писал своем письме В.Котвичу о политической ситуации Монголии следующее: «Все шансы будущей счастливой жизни халхов находятся только в руках Богд хана», что не далеко от истины.

Провозглашение Временным Правительством независимости Монголии

В конце ноября 1911 года в Хурээ возвратилась делегация, отправленная в Россию за помощью, которая успешно справилась с поставленной перед ней задачей. После этого или 30 ноября 1911 года Временное Правительство Монголии «вышло из подполья», получив официальное название: «Халхын Хурээний газрын бугд хэргийг тур еронхийлон захиран шийтгэх газар» (Временное главное управление всеми делами Хурээ халхов). Указом Богд хана главой Временного Правительства был назначен Тушээ гун Чагдаржав.

1 декабря 1911 года Временное Правительство обнародовало Декларацию о демонтаже режима Маньчжурской империи и объявлении независимости Монголии. Над резиденцией Богд хана был поднят национальный флаг с изображением «Соёмбо» - герба, символизирующего национальную свободу и независимость Монголии.

В этот же день маньчжурскому амбан (наместник)-у в Хурээ Сандоу было направлено письмо о его депортации из Монголии. Получив временное убежище в Российском консульстве в Хурээ, маньчжурский наместник вместе со своими чиновниками покинул Хурээ 4 декабря 1911 года под конвоем казаков известного атамана Семенова, и пересек границу Монголии в Кяхте.

Независимость Монголии была официально объявлена 29 декабря 1911 года

Решение Временного правительства о заявлении образования государства Монголии и прихода на престол Богдо гэгэн Джебзундамба и проведения официальных ритуалов в назначенный день было сообщено русскому консулу в Хурээ. В письме от Временного правительства главному консулу в Хурээ, отправленного в первом месяце зимы 1911 года: “Летом этого года ханы, ваны, гуны наших 4 халхаских аймаков собравшись решили о заявлении своей независимости, распространения буддистской религии, и с этой целью провозгласить на престол Богдо гэгэна и провести официальные  ритуалы, и в связи с этим просим передать в правительство царской России о дате проведения ритуалов в 9-й день среднего месяца зимы года Белого Кабана, в час тигра”.

Был выбран для этого благополучный день по восточному календарю, и каждый гражданин, можно сказать, готовился к этому важному событию. Из дальных аймаков Монголии “юга Халхи, северной окраины Дариганга и Урианхая Хубсугула дарги Сономдовдон, Хишигжаргал по указу Богдо лундэна объявили народу и готовности поддержать это событие”, что было прислано в канцелярию Хурээ.

Таким образом, в 9-й день среднего месяца зимы года Белого Кабана, в час лошади или же по европейскому летоисчислению 29-го декабря 1911 года в 12 часов прошел официальный ритуал вознесения на государственный престол Богдо Джебзундамба хутагта.

Независимость Монголии была официально объявлена 29 декабря 1911 года, что стало апогеем национально-освободительной борьбы монгольского народа за отделение от Циньской империи.

29 декабря 1911 года был выбран не случайно для объявления независимости Монголии, так как этот день по лунному календарю был девятым днем второго зимнего месяца Года белой свиньи 15-го шестидесятилетия, благоприятствующий проведению государственных церемоний.

Государственная церемония провозглашения VIII Богд Жавзандамба хутагта Ханом Монголии началась в самый благоприятный час этого дня - в час лошади, т.е. в 11 часов 40 минут, и завершилась в районе 17 часов вечера.

В то время ханы золотой династии Чингисхана были наделены определенными полномочиями и управляли каждый по одному аймаку. На на трон восстановленного Монгольского государства, созданного Чингисханом, таким образом был возведен Богдыхан, в жилах которого текла тибетская кровь. Этот вопрос, который до сих пор не признают внутри себя некоторые монголы, был весьма тонким, болезненным и разумным решением. В исторических источниках отмечено: “Возведение императором Монголии одного из четырех ханов в конечном счете могло привести к утере независимости, так как неизбранные ханы могли доносить на него Пекину”.

С другой стороны, гэгээн Занабазар, ставший первым Богдом Жавзандамбом, являлся сыном Тушеет хана- потомка золотой династии Чингисхана. Следовательно, монголы считали, что его последующие перерожденные образы связаны с золотой династией.

Хотя буддийская релегия ранее использовалась для усмирения “горячих” нравов монголов, но именно она в начале ХХ века оказала прямое влияние на возведение Богд гэгээна в ранг руководителя национальных масштабов, обьединив монголов на борьбу за национальную независимость.

Деятельность Богдыхана по организации 1911 года и доведению ее до победы создала все условия для возведения его на престол Императора Монголии. Став императором Монгольского государства, Богд Жавзандамба хутагт отдал приказ об образований нового правительства Монголии с пятью министрами.

Это было официальным заявлением об отделении от Маньчжурского ига и образования независимого государства.

VIII БОГДО ЖАВЗАНДАМБА ХУТАГТ - РУКОВОДИТЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ МОНГОЛИИ 1911 ГОДА

VIII Богд Жавзандамба родился в 1869 году в Тибете в семье зажиточного чиновника Гончиг-цэрэна, который был финансистом Далай-ламы.

Он был привезен в Хурээ в 5-летнем возрасте, когда его провозгласили VIII-м перерожденным образом Богдо, и вся его последующая жизнь была неразрывно связана с Монголией. С раннего возраста он обучался тибетской и монгольской письменностям, религиозным и восточным нравам, обычаям и традициям.

С малых лет Богд Жавзандамба рос, как монгольский ребенок, играя с обычными монгольскими детьми. В настоящее время в Дворце-музее Богд хана хранится седло, которое он использовал в детстве.

Будучи главой духовенства монголов, Богд гэгээн держался независимо с самого начала, что сформировало сформировало у него способность к принятию самостоятельного решения в последующем. Поэтому в молодом возрасте он не жалел средств для покупки ценных вещей, привезенных купцами из России, Китая и некоторых других стран. Он даже купил несколько автомобилей и мотоциклов, которые только поступили в продажу в Европе и США. Такое поведение, которое можно назвать расточительностью с некоторой точки зрения, беспокоило его наставников и учителей. Поэтому они женили Богд Жавзандамба на монголке. Согласно религиозным канонам, человеку, который имел высокий религиозный сан, было разрешено жениться. Его избранницей стала дочь Цэнда -Дондогдулам - уроженка хо-шуна Жонон Ван Цогбадраха Сэцэн хан аймака. В первое время они тайно сожительствовали, а в начале XX века они поженились, и Дондогдулам была провозглашена Цагаан дарь эх дагина (феей - перерожденным образом богини Цагаан дарь эх (Белой тары).

Как пишут зарубежные ученые, поженившись с Дондогдулам, Богд гэгээн перестал быть расточительным, и стал более основательно задумываться о развитии религии в Монголии и благосостоянии монголов.

В 1911 году Богд гэгээн был провозглашен Ханом Монголии, а Дондогдулам – царицей, матью родины. У Богд хана и Дондогдулам не была своих детей, следовательно, они усыновили и воспитали нескольких детей. В число усыновленных ими детей входили Л.Мордорж, ставший впоследствии выдающимся композитором Монголии, и Эрэнжав - отец Э.Шурэнцэцэг -жены М.Энхсайхана, который работал Премьер-министром Монголии в 1990-х годах.

Из восьми Богдов, возглавлявших буддистскую религию в Монголии на протяжении с XVII-го до XX века, Жавзандамба был единственным, который получил религиозный сан «гавж». Помимо этого, он является последним в истории Монголии ханом, который трижды возводился на престол за свою жизнь. Проходя обучение для получения сана «гавж», он выучил наизусть 5 томов религиозных книг, общее число страниц которых составляло 3500. Заинтересовавшись словарями пяти языков - монгольского, тибетского, маньчжурского, китайского и уйгурского языков, Богд гэгээн издал указ: «Перевести словарь маньчжурских слов», состоящий из 40 тетрадей в редакции хана. Он имел одну из самых больших в тогдашнем восточном мире библиотеку, где были собраны редкие и уникальные произведения, написанные на китайском, тибетском, санскритском, арабском, маньчжурском, монгольском и на многих других языках.

VIII Богд Жавзандамба стремился объединить все монгольские нации и народности под крышу вновь созданного независимого Монгольского государства. Поэтому по указу Богд хана был обнародован призыв к объединению, адресованный ко всем монголам, живущим в Монголии и за ее пределами. В результате этого, 38 из 49 хошуунов (хошуун - административная единица в тогдашней Монголии) Внутренней Монголии изъявили желание присоединиться к Монголии.

Полномочный представитель России в Монголии того времени И.Я.Коростовец, встречавшийся с Богд ханом, называл его «Великим ханом». Помимо этого, он неоднократно писал, что Богд хан является человеком, обладающим собственной позицией по всем вопросам. Например, в 1912 году члены Правительства Монголии заключили с Россией договор о дружбе по прямому поручению Богд хана.

И.Коростовец не только официально встречался с Богд хааном и министрами Монгольского правительства, но и бывал у них в гостях.

Вот например пишет он о встрече с Богдо хааном.
28 сентября. Сегодня состоялась моя аудиенция у Хутухты. Около пяти часов монголы прислали носилки и приехал Хандаван со свитой. Носилки обыкновенного китайского типа, причем к носилочным брусьям прикреплены толстые шесты. Когда я сел в носилки (Люба отказался от носилок и предпочел ехать в экипаже), под брусья подьехали четыре всадника, взявшие концы на луку седла (как при езде в экипаже) и двинулись сначала шагом, а затем крупной рысью. Хандаван ехал за мною в таких же носилках, персонал консульства и Эльтеков в экипаже.... Нас сопровождал казачий конвой и многочисленные монгольские всадники. По пути были расставлены конные монгольские церики, вооруженные берданками, одетые в разнообразные формы нового монгольского образца - широкие халаты синего и серого цвета и чалмы, очень похожие на прежний наряд китайских солдат. Около дворца Хутухты стояли толпы монголов и русских, пришедших взглянуть на редкое зрелище приезда первого русского посланника.

У деревянных позолоченных юрт нас встретили министры и ввели во двор, а затем в большую юрту, обитую сукном, посредине коей горела большая жаровня. Здесь мы сняли пальто и, пройдя через группу хамб (архиерей), цорчжи и сойбонов (высшее духовенство), лам и даниров (придворные), а затем через вторую юрту и крытый проход, вошли в третью значительно большую юрту, также обитую красным. Посередине пылала большая жаровня, труба от которой проходит через центральное круглое отверстие к верху юрты. В углу на возвышении вроде трона под балдахином на пяти тонких разноцветных подушках сидел, поджавши ноги, Хутухта, или как его титулуют теперь "Эцзен-хан", в желтой расшитой [монгольской] курме и в меховой шапке, украшенной блестящим шариком, [на голове]. [По сторонам] Седалище окружали Саин-Ноин-хан, Далама и несколько князей. Остальные министры и многочисленные бритые ламы в темно-красных желтых плащах стояли в некотором отдалении.... У Хутухты глухой голос, и говорит он очень медленно. Вслед за сим министр иностранных дел указал мне на возвышение, покрытое подушками, шагах в десяти от трона, на которое я сел, рядом со мной на таких же возвышениях пониже сел Люба и остальные лица, меня сопровождавшие. У Хутухы довольно полное [круглое] смуглое лицо, не лишенное приятности.

Мы можем узнать о деятельности русских, которые тогда жили в Монголии и иностранцев, приезжавших в Монголию как Ларсон, Периэскью, Констен и других. Очень живо и подробно описана жизнь монголов, чем питаются, какое хозяйство ведут, какие отличительные черты монголов, чем хуже и лучше они от русских, погода, природа в Монголии. Например о монгольских государственных деятелях он писал таким образом: “Наш главный и самый умный противник - Далама -неподкупен, упрям и подозрителен. Саин-Ноин умен, но [осторожен и]нерешителен. Тушетухан недалек, но честен и добросовестен. Намсарай - оппортунист, большой приятель Хутухты. Далайван - ничтожество, но наш открытый сторонник. Влиянием пользуются также Бинтуван, Шандзотьба и [наш протеже] Тохтохо.

Одним словом он живо описал то что видел и чувствовал в Монголии. Этот дневник И.Я.Коростовца является богатейшим источником истории монголов начала ХХ века, политических деятелей Монголии.

Благословление у Богд хана продолжали брать не только все министры и чиновники Монгольского государства, но и руководители Народной партии, несмотря на то, что в начале 1920-х годов Монголия попала под влияние Красной России. Сегодня мы стали «втаптывать в грязь» то, что должны почитать больше всего. Насаждение в сознании многих людей ложного понятия о личной жизни Богд хана, якобы он был «пьющим человеком и бабником» путем целенаправленного распространения отрицательной информации, было продиктовано общественной идеологией того времени. Проводя исследования, я убедился в том, что подобная информация не подтверждается документально, а только основана на воспоминаниях людей, которые никогда не встречались с Богд ханом. Во время своей исследовательской работы я не нашел упоминания ни об одном человеке, который отзывался каким-либо нелестными словами о Богд хане, когда он был жив.

Заключение

Восстановление независимости Монголии и ее выход из состава Циньской империи открыло новую эпоху в истории монголов. Новая история возрождения Монголии в центре Азии в начале XX века началась после возведения Богд Жавзандамба на престол, переименования страны в «Монголию», введения монгольского летоисчисления и придания статуса столицы городу Хурээ.

VIII Богд Жавзандамба, бесспорно, является одним из инициаторов национальной революции Монголии 1911 года, а также ее организатором и руководителем. Если сравнить главу Буддизма Монголии Богд гэгээна с нойонами и вельможами Монголии того периода, когда она находилась под зависимостью Маньчжурского императора, в плане личного авторитета, независимого положения и влиятельности, то отчетливо видно, что именно Богд хан обладал более предпочтительной возможностью для инициирования движения национальных масштабов и для его организации и управления. Богд хан смог наиболее полно и дальновидно воспользоваться этой возможностью, в результате чего он стал руководителем, который постоянно находился во главе борьбы монгольского народа за национальную независимость.

Генеральный консул России в Хурээ В.Ф.Люба писал в сводке информации за январь 1912 года, отправленной в Петербург: «Если кто-то и когда-то возьмется написать историю последних лет Монголии, то наверняка он, скорее всего, отметит с благодарностью мужественную и решительную инициативу VIII Богд Жавзандамба хутагта, который осуществил такие шаги, на которые не осмелились бы самые отважные герои в истории. Богд хан является тем человеком, который возглавил процесс, который в настоящее время принес свободу Монголии».

Если до 1911 года Богд Жавзандамба ху-тагт был главой духовенства Монголии, то после национальной революции 1911 года он смог стать одновременно и руководителем государства и ханом. Богд хан является «отцом» национальной революции, которая принесла возрождение монголам.


© Эта статья или любые её части
могут быть копированы только с разрещения автора.

на главную | новости | Тибет-2004 | Тибет-2005 | Друзья и партнеры | Тибетские Дома по всему миру
  2004-2021 © Региональная общественная организация по изучению
традиционного уклада жизни и обычаев народов Тибета «Тибетский дом»

Тел.: +7-905-517-51-70
E-mail: chintamany@inbox.ru   moscow@tibethouse.ru | Реквизиты